Быть на шаг впереди конкурентов
10.05.2017
Начиная с 2013 года на базе ведущих технических вузов страны были созданы инжиниринговые центры, призванные оказывать промышленным предприятиям инжиниринговые услуги и продвигать инновационные разработки. О том, как складывается сотрудничество лидера грузового автомобилестроения России ПАО «КАМАЗ» с одним из таких центров – Центром компьютерного инжиниринга Южно-Уральского государственного университета, мы беседуем с главным конструктором по автомобильным агрегатам и спецтехнике предприятия Андреем Савинковым.
- Вы создаете один из самых уважаемых российских автомобильных брендов, который не нуждается в дополнительном представлении. И все же, как позиционирует себя сегодня ПАО «КАМАЗ»? Действительно, наши автомобили знают все, причем и в России, и в мире. Сегодня КАМАЗ является крупнейшим российским производителем тяжелых грузовых автомобилей. Цифры говорят сами за себя. В последние пару лет доля рынка компании превысила половину всего российского автомобильного рынка. А в мировых масштабах КАМАЗ занимает 16-е место по объему производства среди ведущих мировых производителей автомобильной техники полной массой более 16 тонн.

Строго говоря, «КАМАЗ» – это 89 предприятий и организаций в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Наш единый производственный комплекс охватывает весь технологический цикл производства автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автомобильных компонентов до сбыта и сервисного сопровождения.

Когда я говорю о мировой известности, это не просто слова. Сегодня наша дилерская сеть и сервисные центры охватывают все регионы России и СНГ, а также зарубежные рынки. Порядка 70% экспорта КАМАЗ обеспечивают Казахстан, Туркмения и Вьетнам. Компания является образующей для смежных российских предприятий – поставщиков продукции. Мы действуем всегда социально ответственно, учитывая долгосрочные интересы акционеров, клиентов и сотрудников. Поэтому без преувеличения можно сказать, что КАМАЗ – это основа транспортной безопасности и достояние России.

- Какие инженерные задачи Вы решаете с помощью Центра компьютерного инжиниринга Южно-Уральского государственного университета?

Объемы научных исследований и разработок, которые осуществляет КАМАЗ, очень солидны. Мы прекрасно осознаем, что для лидерства на рынке наши автомобили всегда должны быть минимум на шаг впереди конкурентов. Поэтому огромное значение мы придаем научным исследованиям.

С инженерами Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ мы сотрудничаем не первый год. Они разрабатывают функциональные и расчетные модели систем, выполняют расчетные исследования узлов и агрегатов перспективной трансмиссии для наших моделей грузовых автомобилей. Опираясь на полученные Центром результаты, ПАО «КАМАЗ» изготавливает опытные образцы и проводит их предварительные, приемочные и сертификационные испытания, при необходимости совместно с инженерами ЦКИ уточняя конструкторскую документацию для технологической подготовки производства.

Можно сказать, что у нас сложилась надежная, крепкая и, что важно, инновационно-ориентированная команда.

- Кстати о команде. Андрей Сергеевич, поделитесь опытом, на что Вы в первую очередь обращаете внимание при отборе кандидатов на выполнение работ?

Конечно же, наше предприятие осознает ответственность за высокую репутацию бренда КАМАЗ, поэтому все наши партнеры проходят строгий отбор. При выборе партнеров нам важно, чтобы инженеры находились «на передовой» научной мысли, чтобы их разработки были реально полезны предприятию. Необходимо, чтобы разработчики хорошо ориентировались в реальном производстве, знали его проблемы, возможности и слабые места.

Немаловажной является гибкость и вариативность инженерного мышления, готовность работать в команде и до финишной прямой нести ответственность за свои разработки, постоянно взаимодействуя с конструкторами и технологами предприятия. Все эти качества в полной мере присущи инженерно-конструкторскому составу Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ.

- Андрей Сергеевич, как Вы и Ваши коллеги узнали о центре компьютерного инжиниринга ЮУрГУ?

Когда мы впервые познакомились, центра компьютерного инжиниринга как такового еще не было, он ведь создан не так давно. Но были хорошие инженеры-исследователи, представители школы механики и автомобилестроения Южно-Уральского государственного университета. Сотрудничество с университетом у нас началось с профессоров Андрея Владимировича Келлера и Леопольда Анатольевича Шефера. Инициатива на первом этапе исходила от них. Я рад, что мы тогда поняли и услышали друг друга, начали взаимодействовать, постепенно расширяя зону сотрудничества.

- С каких инициатив началась совместная работа?

Еще в рамках Федеральной Целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» вместе с инженерами Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ мы успешно выполнили два проекта.

Один из них был посвящен разработке научно-технических решений по управлению распределением мощности в трансмиссиях грузовых автомобилей для повышения их энергоэффективности и топливной экономичности. Второй проект был посвящен разработке научно-технических решений и созданию компонентов мобильных зарядных устройств для аккумуляторных батарей гибридного и электрического приводов городского грузового и пассажирского автомобильного транспорта.

Но мы на этом не остановились. В рамках шестой очереди 218-го Постановления в прошлом году стартовал совместный проект создания высокотехнологичного производства нового поколения энергоэффективных трансмиссий для грузовых автомобилей и автобусов. Примерно в то же время организовано проведение производственных практик студентов университета в НТЦ ПАО «КАМАЗ».

Я считаю, что это нужная инициатива. Сегодня как никогда важно вести опережающую подготовку инженеров для качественного прорыва нашего автомобилестроения. А это невозможно без тесной связи науки с производством, без включенной практикоориентированной подготовки на каждом этапе обучения. Выгоду от такого сотрудничества получат все – и университет, и автомобильная отрасль, и сам выпускник.

- Андрей Сергеевич, расскажите о совместных проектах, над которыми Вы работаете в настоящий момент?

Сейчас ПАО «КАМАЗ» совместно с центром компьютерного инжиниринга ЮУрГУ реализует проект создания высокотехнологичного производства нового поколения энергоэффективных трансмиссий для грузовых автомобилей и автобусов. Его цель – разработка и организация производства трансмиссий для грузовых автомобилей и автобусов с повышенными потребительскими свойствами. По сути, реализация этого проекта способна обеспечить технологическую независимость отечественного грузового автомобилестроения.

Работа над проектом идет уже второй год, и мы рассчитываем к окончанию 2018-го полностью его выполнить. Мы спроектируем опытные образцы энергоэффективных ведущих мостов с центральной одноступенчатой гипоидной главной передачей под различную осевую нагрузку, выполним экспериментальные образцы ведущего моста с двухскоростным гипоидно-планетарным редуктором, а также создадим высокотехнологичный производственный комплекс для изготовления нового семейства энергоэффективных трансмиссий.

Расскажу еще о нескольких наших совместных инициативах. Силами наших сотрудников в университете развернута современная система автоматизированного проектирования Siemens NX. Проведено обучение инженерных специалистов и студентов навыкам работы в CAD/CAE системе Siemens NX и отработан регламент передачи инженерных данных на ПАО «КАМАЗ». Кроме того, ПАО «КАМАЗ» предоставил ученым ЮУрГУ, выполняющим работы по проекту «Создание высокотехнологичного производства нового поколения энергоэффективных трансмиссий для грузовых автомобилей и автобусов», доступ к испытательному оборудованию ПАО «КАМАЗ».

- Как вы оцениваете качество выполнения поставленных задач инжиниринговым центром?

За время научно-производственного сотрудничества и работы над проектами Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ зарекомендовал себя с исключительно хорошей стороны. Команду инженеров, с которыми сотрудничает ПАО «КАМАЗ», отличают вдумчивость, самостоятельность и креативность инженерной мысли, готовность к упорному творческому труду. На мой взгляд, это удачное сочетание. Кроме того, они всегда готовы учиться новому, чтобы уметь решать производственные и технические задачи. Мне импонирует постоянный инженерный поиск и изобретательство команды ЦКИ. Именно эти качества позволяют им достигать намеченных целей.

- Поговорим об образовательных аспектах. Сотрудничаете ли вы с Центром в области повышения квалификации и переподготовки кадров?

Сейчас мы находимся на этапе серьезного и вдумчивого планирования этой работы. Первый опыт организации совместного повышения квалификации и профессиональной переподготовки нами с Центром компьютерного инжиниринга уже был предпринят. Как я упоминал, мы провели обучение инженерных специалистов и студентов навыкам работы в CAD/CAE системе Siemens NX. Но это далеко не все.

Я разделяю мысль, что наука, технологии и образование должны тесно пересекаться, дополнять и подпитывать друг друга. Только так можно добиться качественного импортозамещения и технологического прорыва российского автомобилестроения. Поэтому нас заинтересовал новый амбициозный образовательный проект ЦКИ по созданию учебного центра совместно с корпорацией Siemens.

По замыслу наших коллег, центр откроется уже осенью и займется подготовкой кадров в области управления жизненным циклом изделия. С помощью высокопроизводительного программного обеспечения в нем будут повышать квалификацию инженеры технологи и конструкторы. Центр позволит усиливать профессиональные компетенции инженерного состава по многим направлениям в соответствии с требованиями современного автомобилестроения. Нам интересен этот проект, и мы планируем принять в нем участие.

- Резюмируя сказанное, назовите самые главные преимущества, которые дает предприятию взаимодействие с Центром компьютерного инжиниринга

Я бы остановился на трех основных плюсах, определяющих интерес ПАО «КАМАЗ» как к вузовскому инжинирингу в целом, так и к работе с Центром компьютерного инжиниринга ЮУрГУ в частности.

Прежде всего, это реальная помощь Центра в прикладных научных исследованиях, подготовке технико-экономических обоснований, конструкторской документации, инженерных расчетах, проектировании, создании и испытании прототипов устройств. Это дополнительные головы и руки, которые всегда рядом и готовы впрячься в работу.

Во-вторых, это повышение экономической эффективности предприятия в результате внедрения передовых разработок, сокращение жизненного цикла конструкторской разработки от идеи до ее реализации, ускорение и уточнение расчетов за счет применения компьютерного моделирования.

В-третьих, это использование современной инновационной инфраструктуры университета для проведения исследований и создания прикладных разработок, в том числе, к примеру, его суперкомпьютерных мощностей.

Перечисленные преимущества – основные, но далеко не исчерпывающие. Вместе с тем, уже исходя из них понятно, что тандем «предприятие – центр компьютерного инжиниринга» имеет неплохие перспективы.

- Я правильно понимаю, что в планах ПАО «КАМАЗ» продолжить взаимодействие с Центром компьютерного инжиниринга?

Конечно. Развитие мирового автомобилестроения происходит стремительно и, по сути, является гонкой инновационных технологий. Один из трендов этой гонки – компьютерное моделирование и роботизация процесса создания автомобиля. В этом плане центр компьютерного инжиниринга находится в фарватере научного процесса. И конечно, нам с ним по пути.

- И последний вопрос. Андрей Сергеевич, какой совет Вы были дали вузовским инжиниринговым центрам? На чем им сосредоточить внимание в работе?

Инжиниринговые центры в современном мире – это инструмент внедрения в производство новейших научных разработок. Поэтому инженер должен быть организатором производства – и мыслителем, и практиком одновременно. А еще он должен обладать личными качествами, которые позволят эффективно и гармонично взаимодействовать с людьми. Это широко обсуждаемая сегодня концепция soft skills: креативность, самоорганизация, критическое мышление, умение разрешать конфликты и работать в команде, развитые коммуникативные навыки и стрессоустойчивость. А еще инженер должен уметь ставить перед собой безумные цели – ведь именно они имеют парадоксальную тенденцию сбываться!