В науку – со студенческой скамьи:
Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ как старт карьеры
21.11.2017
Сегодня уже ни для кого не секрет, что для развития научных исследований университету как воздух нужны индустриальные партнеры. Одним из них для нашего вуза является лидер российского автомобилестроения – ПАО «КАМАЗ».

Ученые ЮУрГУ сотрудничают с КАМАЗом уже не первый год. О взаимодействии с конструкторами и технологами КАМАЗа по созданию автомобилей будущего и подготовке студентов к работе на одном из автомобильных гигантов России мы беседуем с ведущим конструктором Центра компьютерного инжиниринга Сергеем Благих.
– Сергей Владимирович, расскажите о совместных проектах инженеров КАМАЗа и Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ.

– Только за последние четыре года университет принял участие в нескольких совместных проектах. Мы активно задействуем всю лабораторную базу ЮУрГУ и занимаемся разработкой системы блокировки дифференциалов, выполняем экспериментальные разработки. Изучаем ресурсы автомобилей и определяем параметры, по которым можно судить о степени их износа.

В эти дни продолжается один из ключевых этапов нашего взаимодействия – разработка конструкции гипоидных мостов. В отличие от традиционных, гипоидные мосты (мосты задней оси автомобиля) обладают большей несущей способностью и меньшими потерями энергии. В результате они позволяют экономить топливо и поэтому применяются в первую очередь на магистральных тягачах. Наработки по всем этим темам сегодня нужны конструкторам КАМАЗа.

Скажу больше: именно совместные исследования привели к тому, что со стороны предприятия возник интерес к нашим студентам, аспирантам и молодым ученым, которые принимают участие в разработках.


– Как КАМАЗ выстраивает кадровую политику и какие специалисты ему нужны?

– Автомобильному гиганту нужны конструкторы, технологи по работе с черным металлом, литью и штампованию, производственники.

Не так давно ЦКИ посетил представитель кадровой службы предприятия, с которым мы обсудили программу совместной подготовки специалистов. В результате сегодня в стадии разработки находится проект активного включения студентов в исследования КАМАЗа. Добавлю, что уже несколько лет мы направляем в Набережные Челны студентов на практику. К примеру, этим летом ребята на практике выполняли конкретные задачи по совместной теме КАМАЗа и ЮУрГУ.


– Трудно попасть на практику на такое солидное предприятие?

– Непросто. Мы ведем жесткий и принципиальный отбор кандидатур, так как доброе имя вуза стоит дорого. И надо сказать, такая позиция дает результаты. Сегодня в стране начинают восстанавливаться старые и возникают новые серьезные производства. Для них очень нужны специалисты высокой квалификации. Мы готовим именно их. Вместе с тем, студенту надо помнить: заводу не нужны маменькины сынки, которых родители за ручку приводят в вуз за «корочками».

А сам процесс организован так. Со стороны КАМАЗа поступает предложение, а выпускники принимают решение: ехать им в Набережные Челны или нет. Мы как представители университета, конечно же, даем им свободу выбора.


– Можете отметить лучших?

– Конечно! К примеру, Рустам Саяхов на КАМАЗе прошел практику дважды, освоил навыки работы в программном продукте NX, научился работать в проектных командах. Сегодня он аспирант кафедры «Колесные и гусеничные машины», а параллельно с работой над подготовкой диссертации работает в ЦКИ.

Хочу подчеркнуть, что наука всегда требует экспериментальной базы. Именно качественный научный эксперимент – основная точка соприкосновения интересов КАМАЗа и ЮУрГУ.


– По какому принципу выстраивается подготовка?

– В рамках сотрудничества университета и предприятия создается «треугольник взаимодействия». И бакалавры, и магистранты приходят в совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты, работают и получают практические навыки.

Студенты, задействованные в проектах, изучают программные продукты и получают информацию о технологической стороне производства. Далее они получают опыт в конкретной инженерной области – занимаются проектированием изделий и разработкой технологии их изготовления. В перспективе выпускники университета смогут переходить работать на производство – на КАМАЗ.


– А как быть с жилищным вопросом?

– На КАМАЗе достойный уровень зарплат, в том числе, для молодых специалистов. Кроме того, предприятие заинтересовано в кадрах, которых готовит наш университет. Поэтому молодой специалист сможет реально заработать на квартиру в течение нескольких лет. Сегодня уже несколько магистрантов рассматривают вопрос трудоустройства на КАМАЗе. А ребята, которые прошли практику, отмечают, что с удовольствием поедут работать в Набережные Челны.

В моей семье три поколения инженеров. Я точно знаю: если инженер владеет теоретическим фундаментом и знает производство, он обязательно будет востребован. Как следствие, он сможет быстро выйти на достойный уровень оплаты труда. Опыт показывает, что выпускники ЮУрГУ легко «вливаются» в производство, а КАМАЗ – это гигант, который обладает достаточной устойчивостью, чтобы не утонуть в штормящей экономике страны.

Хочу особо подчеркнуть, что наша задача – готовить творчески мыслящих специалистов. Когда студент работает в ЦКИ над проектом, он сам принимает решение и несет за него ответственность. Он выполняет работу, передает ее в цех, а потом видит результаты своего труда – в виде опытной машины, технологии, оснастки... Это дорогого стоит! Молодой ученый начинает мыслить другими категориями, он раньше взрослеет, учится нести ответственность. И у нас есть такие ребята. Это Владислав Анчуков, Рустам Саяхов, Илья Ваторопин и другие.


– Расскажите о ваших планах. Как дальше будет развиваться обучение студентов на реальном производстве?

– Мы планируем развивать практику создания на базе ЦКИ студенческих проектных команд, в которых наряду с конструкторами будут работать дизайнеры, экономисты, маркетологи, менеджеры, юристы. И это правильно, ведь сегодня мало сделать качественный инженерный продукт – его надо запатентовать, выгодно продать и получить средства для дальнейшего развития предприятия.