– Сергей Владимирович, расскажите о совместных проектах инженеров КАМАЗа и Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ.
– Только за последние четыре года университет принял участие в нескольких совместных проектах. Мы активно задействуем всю лабораторную базу ЮУрГУ и занимаемся разработкой системы блокировки дифференциалов, выполняем экспериментальные разработки. Изучаем ресурсы автомобилей и определяем параметры, по которым можно судить о степени их износа.
В эти дни продолжается один из ключевых этапов нашего взаимодействия – разработка конструкции гипоидных мостов. В отличие от традиционных, гипоидные мосты (мосты задней оси автомобиля) обладают большей несущей способностью и меньшими потерями энергии. В результате они позволяют экономить топливо и поэтому применяются в первую очередь на магистральных тягачах. Наработки по всем этим темам сегодня нужны конструкторам КАМАЗа.
Скажу больше: именно совместные исследования привели к тому, что со стороны предприятия возник интерес к нашим студентам, аспирантам и молодым ученым, которые принимают участие в разработках.
– Как КАМАЗ выстраивает кадровую политику и какие специалисты ему нужны?
– Автомобильному гиганту нужны конструкторы, технологи по работе с черным металлом, литью и штампованию, производственники.
Не так давно ЦКИ посетил представитель кадровой службы предприятия, с которым мы обсудили программу совместной подготовки специалистов. В результате сегодня в стадии разработки находится проект активного включения студентов в исследования КАМАЗа. Добавлю, что уже несколько лет мы направляем в Набережные Челны студентов на практику. К примеру, этим летом ребята на практике выполняли конкретные задачи по совместной теме КАМАЗа и ЮУрГУ.
– Трудно попасть на практику на такое солидное предприятие?
– Непросто. Мы ведем жесткий и принципиальный отбор кандидатур, так как доброе имя вуза стоит дорого. И надо сказать, такая позиция дает результаты. Сегодня в стране начинают восстанавливаться старые и возникают новые серьезные производства. Для них очень нужны специалисты высокой квалификации. Мы готовим именно их. Вместе с тем, студенту надо помнить: заводу не нужны маменькины сынки, которых родители за ручку приводят в вуз за «корочками».
А сам процесс организован так. Со стороны КАМАЗа поступает предложение, а выпускники принимают решение: ехать им в Набережные Челны или нет. Мы как представители университета, конечно же, даем им свободу выбора.
– Можете отметить лучших?
– Конечно! К примеру, Рустам Саяхов на КАМАЗе прошел практику дважды, освоил навыки работы в программном продукте NX, научился работать в проектных командах. Сегодня он аспирант кафедры «Колесные и гусеничные машины», а параллельно с работой над подготовкой диссертации работает в ЦКИ.
Хочу подчеркнуть, что наука всегда требует экспериментальной базы. Именно качественный научный эксперимент – основная точка соприкосновения интересов КАМАЗа и ЮУрГУ.
– По какому принципу выстраивается подготовка?
– В рамках сотрудничества университета и предприятия создается «треугольник взаимодействия». И бакалавры, и магистранты приходят в совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты, работают и получают практические навыки.
Студенты, задействованные в проектах, изучают программные продукты и получают информацию о технологической стороне производства. Далее они получают опыт в конкретной инженерной области – занимаются проектированием изделий и разработкой технологии их изготовления. В перспективе выпускники университета смогут переходить работать на производство – на КАМАЗ.
– А как быть с жилищным вопросом?
– На КАМАЗе достойный уровень зарплат, в том числе, для молодых специалистов. Кроме того, предприятие заинтересовано в кадрах, которых готовит наш университет. Поэтому молодой специалист сможет реально заработать на квартиру в течение нескольких лет. Сегодня уже несколько магистрантов рассматривают вопрос трудоустройства на КАМАЗе. А ребята, которые прошли практику, отмечают, что с удовольствием поедут работать в Набережные Челны.
В моей семье три поколения инженеров. Я точно знаю: если инженер владеет теоретическим фундаментом и знает производство, он обязательно будет востребован. Как следствие, он сможет быстро выйти на достойный уровень оплаты труда. Опыт показывает, что выпускники ЮУрГУ легко «вливаются» в производство, а КАМАЗ – это гигант, который обладает достаточной устойчивостью, чтобы не утонуть в штормящей экономике страны.
Хочу особо подчеркнуть, что наша задача – готовить творчески мыслящих специалистов. Когда студент работает в ЦКИ над проектом, он сам принимает решение и несет за него ответственность. Он выполняет работу, передает ее в цех, а потом видит результаты своего труда – в виде опытной машины, технологии, оснастки... Это дорогого стоит! Молодой ученый начинает мыслить другими категориями, он раньше взрослеет, учится нести ответственность. И у нас есть такие ребята. Это Владислав Анчуков, Рустам Саяхов, Илья Ваторопин и другие.
– Расскажите о ваших планах. Как дальше будет развиваться обучение студентов на реальном производстве?
– Мы планируем развивать практику создания на базе ЦКИ студенческих проектных команд, в которых наряду с конструкторами будут работать дизайнеры, экономисты, маркетологи, менеджеры, юристы. И это правильно, ведь сегодня мало сделать качественный инженерный продукт – его надо запатентовать, выгодно продать и получить средства для дальнейшего развития предприятия.