Бронепластины и роботизированные манипуляторы: интервью с Олегом Кудрявцевым
15.08.2017
В июле ВАК России подтвердил присвоение ученой степени кандидата технических наук начальнику отдела расчетов и испытаний ЦКИ Олегу Кудрявцеву. О робототехнике высокой точности, о современных материалах и искусстве держать удар, о секретах успешного тайм-менеджмента и метеорите, приносящем удачу, мы беседуем с новым кандидатом наук.
Что повлияло на ваш выбор жизненного пути?

В апреле 2007 года я пришел в ЮУрГУ на день открытых дверей. Наша кафедра «Динамика и прочность машин» и ее заведующий в те годы – Александр Олегович Чернявский – очень вдохновили меня своим рассказом. К тому же ЮУрГУ для нас – семейный вуз, его окончили мои родители. Я решил учиться здесь.

Защита диплома у нас была назначена на 15 февраля 2013 года. Это был день прилета метеорита. В итоге защиту перенесли на неделю, но день этот запомнился навсегда! Можно сказать, что метеорит принес мне удачу.

Как началась Ваша карьера?

После диплома встал вопрос: чем дальше заниматься? В это время в университете начались работы в рамках Постановления Правительства РФ № 218 по проектированию модельного ряда низкопольных энергоэффективных трамваев. Требовались расчетчики, и нашему выпуску предложили: «Оставайтесь в аспирантуре, будете заниматься наукой и нарабатывать опыт!». Пятеро, в том числе я, остались в университете. Так началось мое погружение в науку.

Вместе с научным руководителем – Сергеем Борисовичем Сапожниковым, мы занимались ударостойкими защитными структурами. Это бронежилеты и каски. В 2014 году выиграли грант Российского научного фонда на разработку ударостойких композитных материалов и конструкций для плавающих бронеавтомобилей. Целью работы было создание плавающего автомобиля из модулей с секциями типа сэндвич-структур с легким заполнителем, обеспечивающими гашение энергии пуль и конструктивную жесткость. Мы подготовили методики расчета элементов, создали модели поведения керамо-композитных материалов при ударе и полную 3D модель автомобиля.

Как родилась тема диссертации?

Моя работа посвящена исследованию деформирования и разрушения слоистых керамокомпозитных пластин при локальном ударе. Это элемент бронежилета высокого класса защиты, где есть наружный слой – керамические элементы, которые разрушают бронебойный сердечник пули, и композитная подложка, которая улавливает осколки, предотвращая травмы. Такой бронежилет помогает держать удар в самых экстремальных обстоятельствах. Изначально стимулом для написания диссертации стал именно этот проект. По нему был наработан основной материал диссертационного исследования.

Какими проектами вы сегодня занимаетесь в Центре компьютерного инжиниринга?

Центр сейчас выполняет несколько проектов, и наш отдел принимает в них активное участие. Мы занимаемся реализацией Федеральной Целевой программы по проекту «Разработка системы блокировки дифференциалов». Также в рамках Постановления Правительства РФ № 218 совместно с КАМАЗом разрабатываем модельный ряд гипоидных мостов для грузовиков и автобусов.

Кроме того, ведем совместные исследования с предприятием «ДСТ-Урал», которое занимается бульдозерами и другой строительной техникой. Центр компьютерного инжиниринга в партнерстве с этим челябинским предприятием выиграл проект по Постановлению Правительства № 218. Это большой проект, рассчитанный на три года. Он предполагает вывод на рынок высокотехнологичной продукции для отечественных машиностроительных предприятий, которые занимаются сборкой крупногабаритных изделий. В рамках этого проекта мы разрабатываем роботизированный комплекс.

Расскажите о роботизированном комплексе подробнее.

Это, конечно, не роботы, известные нам по фантастическим фильмам (улыбается). Это массивная конструкция, по которой движется горизонтальная балка. К ней прикреплена вертикальная конструкция, на которой и расположен робот-манипулятор с рабочим инструментом. Это может быть краскопульт, сварочный электрод, плазмотрон для плазменной резки – все, что нужно для сборочного цеха.

Чтобы обеспечить точность манипулятора, конструкция должна быть жесткой. Ее необходимо избавить от всяческих колебаний, так как вибрация может негативно сказаться на точности. В нашем проекте заявлена высокая точность позиционирования.

В задачи ЦКИ входит обеспечение высокой точности изготовления всех деталей. Размеры портального модуля могут достигать 24 метров в длину и до 4 метров в ширину и в высоту. В этом большом пространстве надо с очень высокой точностью позиционировать действия робота-манипулятора. Мы отвечаем за технологию изготовления, программирование робота, подбор приводов, всю силовую электронику.

Есть ли у вас хобби? Или все время отнимает наука, работа?

Мы с женой любим кататься на велосипедах, зимой ходим на беговых лыжах.

У вас есть секрет организации времени?

Я давно понял, что любой результат требует серьезных усилий. И чем больше их прилагается, тем быстрее и лучше отдача. В этом плане я согласен со словами научного руководителя ЦКИ Андрея Владимировича Келлера «Заниматься наукой нужно каждый день, хотя бы понемножку – и тогда все получится!».

Когда мы учились, каждые выходные уходили на домашние задания по матанализу, термеху, сопромату. Это основа хорошего технического образования, которая мне сейчас очень помогает в работе. Я уверен: если хочешь чего-то добиться, нужно полностью посвящать себя любимому делу. Только тогда можно рассчитывать на результат.