– Как в свое время вы приняли решение поступать в ЮУрГУ? Почему сделали выбор в пользу технической специальности?
– Я всегда любил физику, особенно самый интересный для меня раздел – механику. Для меня важно не просто создавать проект, но и видеть его конкретный результат, приносить реальную пользу и быть причастным к созданию новой техники. Эта мечта сбылась!
Важную роль в принятии решения «кем быть» сыграла и школьная экскурсия на завод. Навсегда запомнились ощущения, как под мощным молотом из бесформенного куска металла рождалась новая деталь. Захотелось научиться «приручать» технику.
Поэтому я выбрал ЮУрГУ, ведь наш университет всегда славился качественной подготовкой инженеров. Я поступил на кафедру «Прикладная механика, динамика и прочность машин» физического факультета – ныне это кафедра «Техническая механика». Выбором специальности я горжусь. Именно мы, прочнисты, отвечаем за надежность и безопасность работы машин: от станка до самолета. Именно наши выпускники, умеющие рассчитать прочность конструкций, пользуются спросом в любой отрасли промышленности.
– Как развивалась ваша карьера?
– Когда я заканчивал учёбу, мне предложили остаться на кафедре. У нас был сильный выпуск, много амбициозных ребят. Я работал над кандидатской диссертацией под руководством профессора Сергея Борисовича Сапожникова. Кроме того, работал инженером-исследователем в научно-образовательном центре «Экспериментальная механика», в центре маркетинга инноваций.
Сегодня я являюсь руководителем отдела развития Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ, и именно здесь мы воплощаем в жизнь самые смелые и амбициозные проекты, которые еще вчера казались фантастикой. Например, автомобиль с электроприводом, бесшумный трамвай нового века… Этот список можно продолжать.
Глубокая разносторонняя техническая подготовка, которую дала мне кафедра, помогает разбираться в сути инновационных идей. Университет даёт возможности карьерного роста тем, у кого есть интеллектуальный потенциал и развиты организаторские способности. В вузе всегда есть куда расти, чему учиться, над чем трудиться. Я бы ни на что не променял такую работу.
– Чему посвящена ваша кандидатская диссертация?
– Тема моей диссертации – «Метод облегчения каркасно-панельных кузовов наземных транспортных средств с использованием клей-механических соединений с переменной толщиной клеевого шва». Толчком к появлению исследования стала работа над проектом, которым ЮУрГУ занимался совместно с Усть-Катавским вагоностроительным заводом, – разработкой модельного ряда низкопольных трамваев. В настоящее время университет продолжает этот проект в сотрудничестве с АО «Уралтрансмаш» из Екатеринбурга.
Согласно поставленной задаче, новый трамвай должен был не уступать лучшим зарубежным аналогам лидеров рынка – таких как Siemens и Bombardier. При этом недорого стоить и быть высокотехнологичным. Мы старались снизить массу вагона, улучшить характеристики электродвигателя и сократить потребление энергии. Для этого решили несущий каркас вагона сделать модульным, состоящим из блоков. Из них, как из деталей детского конструктора, можно собирать трамваи многосекционные, различной длины и вместимости, в зависимости от потребностей городов – и все их производить на одном оборудовании. В этом проекте я как расчетчик отвечал за то, чтобы вагоны имели рациональную конфигурацию, были лёгкими и долговечными.
– Какие ещё достоинства есть у этой разработки?
– Прежде всего, комфортабельность. Благодаря низкому полу в трамвай удобно входить пожилым людям, женщинам с детьми, людям с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, благодаря применению трёхслойных сэндвич-панелей соблюдены повышенные требования к тепло- и шумоизоляции трамвая.
Немаловажный плюс сэндвич-панелей – высокая ремонтопригодность. Аналогов таким панелям в российской практике нет. До настоящего времени в России обшивка трамваев делается из цельнотянутого металлического листа. Если на нем по какой-то причине образовалась дыра, приходится ставить «заплатку», которая и некрасива, и ненадежна.
Наш вариант модульной панели позволяет, не нарушая целостности обшивки, легко заменить её часть. Сэндвич-панели производятся из полимерного материала, они легче и долговечнее аналогов, не подвержены коррозии и по износостойкости превосходят даже металл. Я как раз занимаюсь проблемой монтажа этих панелей в каркас.
– Что для вас значит получение ученой степени? Почему она необходима техническому специалисту, который хочет быть «в тренде»?
– Кандидатская степень для меня – это некое подтверждение моих способностей, уровня, которого я достиг. И, конечно, наука даёт прекрасную возможность самореализации, когда ты видишь результаты своих трудов.
– В каких еще проектах Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ Вы участвуете?
– В настоящее время мы с коллегами в сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ» работаем над созданием модельного ряда ведущих задних мостов грузовиков и автобусов. А еще занимаемся исследованиями жизненного цикла военных грузовиков, разработкой модели для виртуальных стендовых и полётных испытаний несущего бака ракеты. Одним словом, работы хватает.
– В чем основная сложность инжиниринга?
– В том, что он сопряжен с большой ответственностью и требует нестандартного творческого подхода. Каждый день приходится что-то придумывать, заниматься саморазвитием. Задача инженера – сделать работу максимально просто, но не всегда требуемое решение очевидно. К результату ведут разные пути, и среди них надо найти оптимальный по трудозатратам, а это непросто.