В Центре компьютерного инжиниринга ЮУрГУ состоялись защиты дипломных работ выпускников политехнического и архитектурно-строительного институтов. О разработках молодых инженеров, перспективах сотрудничества с одним из мировых лидеров программных средств – компанией Siemens PLM Software и многом другом мы беседуем с научным руководителем ЦКИ, проректором по стратегическом развитию ЮУрГУ Андреем Келлером и ведущим конструктором Сергеем Благих.
– Андрей Владимирович, как центр компьютерного инжиниринга работает со студентами и аспирантами?
– Отмечу, что в работе Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ и студенты, и аспиранты задействованы активно. В настоящее время в центре реализуется сразу несколько проектов для ПАО «КАМАЗ», в работе над которыми принимают участие молодые исследователи. В каждом проекте участвует несколько молодых ученых, 3-4 аспиранта и 5-6 студентов.
Например – оптимизация систем распределения мощности и блокировки дифференциалов грузовых автомобилей КАМАЗ. Сегодня мало управлять распределением мощности – включать и выключать блокировки. Важно знать алгоритм решения задачи: тогда передачи будут включаться и выключаться автоматически, без участия человека. Фактически, в автомобилестроении грядет эпоха тотальной роботизации. В рамках данного проекта уже защищена диссертация Виталием Усиковым, а в сентябре состоится защита Станислава Ушнурцева. Данный проект выполнялся во взаимодействии с МГТУ им. Н.Э. Баумана, и в июне этого года по результатам совместных исследований аспирантом Борисом Сафоновым защищена диссертация.
К участию в разработках центр привлекает выпускников автотракторного факультета, специалистов по динамике и прочности, а также электронике и программному обеспечению. Например, активно принимает участие в проекте выпускник кафедры систем управления, а ныне – аспирант автотракторного факультета Александр Алюков. Он разрабатывал программное обеспечение для управления блокировкой дифференциалов и, по результатам участия в проекте, был приглашен на стажировки в научные центры Германии и Испании.
Еще один пример – Владислав Анчуков, выпускник магистратуры по направлению динамика и прочность машин, в настоящее время заканчивает первый курс аспирантуры и уже имеет 4 публикации, индексируемые в Scopus. Результаты его работы были представлены на Всемирном автомобильном конгрессе в Детройте, а также на международных конференциях в Великобритании и Испании.
В задачи дипломников автотракторного факультета, защитивших свои проекты на базе ЦКИ, входила разработка мехатронных систем передачи и распределения мощности автомобиля и программного обеспечения к ним. Один из успешно защищенных проектов был посвящен автоматическим блокировкам в ведущем мосту и в раздаточной коробке КАМАЗа. Ранее грузовики КАМАЗ оснащались только зубчатыми блокировками, при которых корончатые шестерни жестко, с ударными нагрузками, вступали в механическое зацепление. Выпускники разработали систему блокировки с фрикционными муфтами, которые работают плавно, безударно и значительно снижают нагрузки в трансмиссии. Эта разработка уникальна для отечественного автопрома!
– Андрей Владимирович, смогут ли темы дипломных проектов перерасти в крупные исследовательские проекты?
– Без сомнения, мы будем привлекать ребят к дальнейшим разработкам. Выпускники прошли две практики на КАМАЗе, научились работать на программных продуктах предприятия, освоили заводские нормативы. Эта работа должна быть продолжена. Поэтому мы в дальнейшем планируем защиту магистерских и кандидатских диссертаций на базе ЦКИ. Более того, уже сейчас ведется работа над тремя кандидатскими диссертациями.
– Какие условия для работы студентов созданы в ЦКИ?
– В Центре компьютерного инжиниринга действует студенческое конструкторское бюро. Мы обучаем студентов основам проектирования и, в процессе работы, отбираем психологически и мировоззренчески подготовленных к карьере конструктора.
Известно, что человека, умеющего мастерить, порой непросто стимулировать к умственному труду. И напротив, привыкшему работать головой, часто нелегко работать руками. А нам нужно найти идеальное сочетание: конструктор должен быть и мастеровитым, и уметь донести идеи до чертежа как средства коммуникации, без которого не сможет работать ни одно производство. Поэтому мы учим студентов не только читать чертежи, но и самим создавать их, донося свои задумки до производственников.
Важно понимать, что проектирование транспортной техники – это полноценное творчество. Автомобиль должен быть не только красив, он и эффективен. Поэтому в учебном процессе применяются и основы психологии, и технология решения изобретательских задач…
– Есть ли у студентов возможность проявить в работе творческий подход?
– Конечно! Более того, творческий подход обязателен. В рамках Программы 5-100 Центр компьютерного инжиниринга работает над проектами, ориентированными на прорывные направления развития науки. А это значит, что мы должны заглядывать вперед лет на 15 – 20. Без творческого подхода в таком случае не обойтись!
Я противник изобретательства на этапе производства. Как правило, оно существует там, где плохо решены проектно-конструкторские задачи. Хорошо спроектированное изделие не нуждается в рационализации, оно уже сделано качественно! Поэтому творчески подходить надо именно к процессу проектирования. Этот взгляд на инжиниринг мы прививаем нашим молодым конструкторам.
– Сегодня активно обсуждается проблема нехватки инженерных кадров, способных работать с высокотехнологичными инструментами инжиниринга. Как этот вопрос решается в ЦКИ?
– В конструкторском бюро Центра работают специалисты с солидным стажем на серьезных автомобильных производствах. Например, Сергей Владимирович Благих более трех десятков лет отдал концерну Калашникова, работал на АвтоВАЗе, на УралАЗе, на Ижевском автозаводе, а в настоящее время в ЦКИ сотрудничает с КАМАЗом. К процессу разработок мы привлекаем специалистов Чебоксарского тракторного завода, Уралвагонзавода, «ЧТЗ-Уралтрак» и др. Так консолидированными усилиями формируется интеллектуальная база наших проектов.
Остается добавить, что для подготовки молодых конструкторов мы используем тандем «студент и наставник». В качестве ведущего конструктора работает опытный практик, а студент или аспирант набирается опыта в качестве ведомого. Такие тандемы работают очень плодотворно!
Сегодня нам необходимо подтягивать уровень подготовки специалистов, ориентируясь на лучшие советские годы, когда много внимания уделялось вовлечению в учебный процесс производственников. И этот подход закономерен, так как интегрирует науку и реальное производство. Мы в ЦКИ продолжаем и поддерживаем эти традиции.