От идеи – к "цифре": Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ встречает день промышленного дизайна
06.07.2017
На базе Центра компьютерного инжиниринга промышленные дизайнеры моделируют электромобили XXI века.
Представляя себе дизайнера, мы обычно рисуем в воображении свободного художника. Но в современном мире все далеко не так просто. Все, что мы видим вокруг себя, – начиная от предметов интерьера и заканчивая крупными промышленными объектами – создано при активном участии промышленных дизайнеров. О роли промышленного дизайна в мире современных технологий, сокращении сроков между идеей и ее воплощением и многом другом мы беседуем с проректором по стратегическому развитию, научным руководителем Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ Андреем Келлером.

– В разгар лета отмечается День промышленного дизайна. Какое внимание в работе Центра компьютерного инжиниринга уделяется дизайну автомобильного транспорта?

– В промышленном дизайне сегодня отчетливо прослеживаются несколько тенденций. Одна из самых заметных – сокращение сроков разработки продукта, уменьшение времени от замысла до вывода на рынок готового изделия. Эта тенденция стала возможной благодаря методу «цифра – цифра», который привел к устранению бумажного документооборота. Теперь изделие быстро проходит путь от экрана компьютера до автоматических производственных центров. Сокращению временных затрат способствуют и так называемые системы мгновенного прототипирования, благодаря которым полномасштабные копии можно изготовить в течение нескольких часов.

Еще одна тенденция, особенно важная для автомобильной отрасли – использование цифрового моделирования и распределенных вычислений. Почему я на этом останавливаюсь? Дело в том, что в любой транспортной системе влияние дизайна на аэродинамику огромно и потому должно быть четко обосновано. В этой связи замена традиционных испытаний компьютерным моделированием позволяет не только сократить срок разработки, но и просчитать все дизайнерские решения до мелочей.

Современными промышленными дизайнерами активно применяются маркетинговые технологии. Перед стартом продаж новый продукт тестируется на пользователях, которые оценивают его стиль, комфортность и многие другие факторы. Оценки потребителей тщательно анализируются, и на их основе дизайнеры «шлифуют» потребительские качества изделия. Для создания маркетинговой среды, позволяющей получить отклики пользователей, используются многопользовательские виртуальные среды, дающие возможность размещать 3D-модели предметов и вещей. Сегодня это лучший способ экспреcс-оценки маркетинговых качеств продукта потребителями.

– Действительно ли дизайн так важен? Или важнее «начинка» изделия? А, быть может, важно соблюсти баланс?

– Дело в том, что дизайнерская проработка изделия сегодня полностью включена в процесс проектирования, а цикл работы дизайнера синхронизирован с жизненным циклом изделия. Судите сами.

После получения представления о будущем продукте начинается исследование. Дизайнер проводит анализ визуальных, эргономических, эксплуатационных характеристики продуктов-аналогов, изучает рыночные ниши и требования потребителей, в том числе вовлекая их самих в процесс создания товара. Так определяются основные характеристики будущего изделия – его размеры и форма, материалы и себестоимость. Далее дизайнер разрабатывает идеальную модель продукта, описывая его характеристики и принципы работы. Затем различные дизайн-концепции сравниваются с точки зрения эстетичности, функциональности, перспективности реализации, достижения поставленных задач и т.п. Так рождается предпроектная идея.

А вот после утверждения идеи начинается самое интересное! Стартует дизайн-проектирование и конструирование с использованием систем 3D-моделирования и автоматизированного проектирования. Для оценки эргономики, визуализации, дизайна и функциональности изделия выполняется прототипирование. Не забудьте, что все это необходимо согласовать с заказчиком, конструкторами, финансистами, экологами… Каждый из них внесет свои изменения – от улучшения внешнего вида и до исключения технических нестыковок. В ходе этой работы нельзя забыть и о потребителе, обратная связь с которым очень полезна и обычно приводит к доработкам нового изделия.

После утверждения процесс переходит на стадию производства и здесь также, как минимум на начальном этапе, работает дизайнер. А еще дизайнер участвует в обслуживании и поддержке, выводе из эксплуатации и утилизации изделия. К примеру, на этапе падения спроса с его помощью решается судьба изделия – полностью удалить линию с рынка или разработать модифицированную версию.

– Какие разработки Центра компьютерного инжиниринга наиболее интересны с точки зрения инновационного промышленного дизайна?

– В центре компьютерного инжиниринга ЮУрГУ по заказу Уралвагонзавода разрабатывался проект инновационного низкопольного трамвая. В преддверии профессионального праздника один из наших сотрудников – студент кафедры «Дизайн и изобразительные искусства» Архитектурно-строительного института Андрей Филатов успешно защитил дизайн-проект в этом направлении.

Без преувеличения, для крупных городских агломераций инновационный трамвай просто необходим. При условии эксплуатации его на новом качественном уровне это, по-прежнему, самый экологичный вид транспорта. Но современный трамвай – это целая система! Это и рельсовые пути, и электрические подстанции, и контактная сеть, и подрессоренные колеса. Вдумайтесь, сегодня по Челябинску ездят трамваи – ровесники первого полета человека в космос. Их давно пора сменить техника нового поколения – современная и комфортнойая. На смену железному грохоту на стыках, знакомому всем нам с раннего детства, придут бесшумность и плавность хода, достигаемая за счет бесстыковых рельсов и колес с обрезиненной ступицей, максимально снижающих вибрации и нагрузки. Специалистами центра компьютерного инжиниринга создан именно такой трамвай.

Расскажу о еще одном проекте. В Центре компьютерного инжиниринга совместно с конструкторами ПАО «КАМАЗ» разработан макет зарядной станции для электромобилей. Это пример комплексной, технической и дизайнерской работы над проектом. Работа конструкторов идет по двум направлениям. С одной стороны, проектируются зарядные устройства на самом автомобиле. Они получают энергию от двигателя и заряжают аккумулятор, обеспечивая экономию углеводородов и реальное улучшение, экологии больших городов.

С другой стороны, создаются стационарные зарядные устройства для установки в гаражах, на заправочных станциях и автостоянках. Такое устройство, разработанное нашими инженерами и дизайнерами, было продемонстрировано на «ВУЗПРОМЭКСПО-2015» и вызвало большой интерес посетителей.

– Планируется ли в будущем создавать в Центре компьютерного инжиниринга службу промышленного дизайна?

Такая должность в ЦКИ предусмотрена, и, надеюсь, своим рассказом я обосновал ее важность и полезность. Сегодня мы плотно работаем с магистрами в области промышленного дизайна, которые под руководством доцента кафедры «Дизайн и изобразительные искусства» Архитектурно-строительного института Дмитрия Геннадьевича Черных осуществляют дизайнерскую проработку наших проектов.

– Должен ли каждый конструктор быть немного дизайнером?

Думаю, да. Современный конструктор – это многопрофильный и разноплановый специалист, работающий во взаимодействии с промышленными дизайнерами и маркетологами, от которых он получает основную визуальную идею, представления и ожидания клиентов и технические характеристики будущего продукта. Все вместе это, по сути, является техническим заданием на разработку. При этом продукт должен соответствовать возможностям производства, доступным материалам, квалификации работников и существующим способам доставки товара до потребителя. Поэтому современный конструктор – это прежде всего системный интегратор… И немножко дизайнер в том числе.