– Действительно ли дизайн так важен? Или важнее «начинка» изделия? А, быть может, важно соблюсти баланс?
– Дело в том, что дизайнерская проработка изделия сегодня полностью включена в процесс проектирования, а цикл работы дизайнера синхронизирован с жизненным циклом изделия. Судите сами.
После получения представления о будущем продукте начинается исследование. Дизайнер проводит анализ визуальных, эргономических, эксплуатационных характеристики продуктов-аналогов, изучает рыночные ниши и требования потребителей, в том числе вовлекая их самих в процесс создания товара. Так определяются основные характеристики будущего изделия – его размеры и форма, материалы и себестоимость. Далее дизайнер разрабатывает идеальную модель продукта, описывая его характеристики и принципы работы. Затем различные дизайн-концепции сравниваются с точки зрения эстетичности, функциональности, перспективности реализации, достижения поставленных задач и т.п. Так рождается предпроектная идея.
А вот после утверждения идеи начинается самое интересное! Стартует дизайн-проектирование и конструирование с использованием систем 3D-моделирования и автоматизированного проектирования. Для оценки эргономики, визуализации, дизайна и функциональности изделия выполняется прототипирование. Не забудьте, что все это необходимо согласовать с заказчиком, конструкторами, финансистами, экологами… Каждый из них внесет свои изменения – от улучшения внешнего вида и до исключения технических нестыковок. В ходе этой работы нельзя забыть и о потребителе, обратная связь с которым очень полезна и обычно приводит к доработкам нового изделия.
После утверждения процесс переходит на стадию производства и здесь также, как минимум на начальном этапе, работает дизайнер. А еще дизайнер участвует в обслуживании и поддержке, выводе из эксплуатации и утилизации изделия. К примеру, на этапе падения спроса с его помощью решается судьба изделия – полностью удалить линию с рынка или разработать модифицированную версию.
– Какие разработки Центра компьютерного инжиниринга наиболее интересны с точки зрения инновационного промышленного дизайна?
– В центре компьютерного инжиниринга ЮУрГУ по заказу Уралвагонзавода разрабатывался проект инновационного низкопольного трамвая. В преддверии профессионального праздника один из наших сотрудников – студент кафедры «Дизайн и изобразительные искусства» Архитектурно-строительного института Андрей Филатов успешно защитил дизайн-проект в этом направлении.
Без преувеличения, для крупных городских агломераций инновационный трамвай просто необходим. При условии эксплуатации его на новом качественном уровне это, по-прежнему, самый экологичный вид транспорта. Но современный трамвай – это целая система! Это и рельсовые пути, и электрические подстанции, и контактная сеть, и подрессоренные колеса. Вдумайтесь, сегодня по Челябинску ездят трамваи – ровесники первого полета человека в космос. Их давно пора сменить техника нового поколения – современная и комфортнойая. На смену железному грохоту на стыках, знакомому всем нам с раннего детства, придут бесшумность и плавность хода, достигаемая за счет бесстыковых рельсов и колес с обрезиненной ступицей, максимально снижающих вибрации и нагрузки. Специалистами центра компьютерного инжиниринга создан именно такой трамвай.
Расскажу о еще одном проекте. В Центре компьютерного инжиниринга совместно с конструкторами ПАО «КАМАЗ» разработан макет зарядной станции для электромобилей. Это пример комплексной, технической и дизайнерской работы над проектом. Работа конструкторов идет по двум направлениям. С одной стороны, проектируются зарядные устройства на самом автомобиле. Они получают энергию от двигателя и заряжают аккумулятор, обеспечивая экономию углеводородов и реальное улучшение, экологии больших городов.
С другой стороны, создаются стационарные зарядные устройства для установки в гаражах, на заправочных станциях и автостоянках. Такое устройство, разработанное нашими инженерами и дизайнерами, было продемонстрировано на «ВУЗПРОМЭКСПО-2015» и вызвало большой интерес посетителей.
– Планируется ли в будущем создавать в Центре компьютерного инжиниринга службу промышленного дизайна?
Такая должность в ЦКИ предусмотрена, и, надеюсь, своим рассказом я обосновал ее важность и полезность. Сегодня мы плотно работаем с магистрами в области промышленного дизайна, которые под руководством доцента кафедры «Дизайн и изобразительные искусства» Архитектурно-строительного института Дмитрия Геннадьевича Черных осуществляют дизайнерскую проработку наших проектов.
– Должен ли каждый конструктор быть немного дизайнером?
Думаю, да. Современный конструктор – это многопрофильный и разноплановый специалист, работающий во взаимодействии с промышленными дизайнерами и маркетологами, от которых он получает основную визуальную идею, представления и ожидания клиентов и технические характеристики будущего продукта. Все вместе это, по сути, является техническим заданием на разработку. При этом продукт должен соответствовать возможностям производства, доступным материалам, квалификации работников и существующим способам доставки товара до потребителя. Поэтому современный конструктор – это прежде всего системный интегратор… И немножко дизайнер в том числе.